Саморегулируемая организация AЛЬЯНС СТРОИТЕЛЕЙ ПРИМОРЬЯ № СРО-С-134-22122009 от 22.12.2009 г.

Зачем теперь вообще нужны территориальные расценки?

22.11.2010 - Зачем теперь вообще нужны территориальные расценки?

Зачем теперь вообще нужны территориальные расценки?

Недавно было официально опубликовано любопытное письмо Минрегиона органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации - № 26686-КК/08 от 9 июля 2010 г., подписанное недавно назначенным новым заместителем министра Константином Королевским. Как известно, чиновников, даже покинувших занимаемую должность, часто вспоминают именно благодаря неким знаковым нормативным документам, подписанным ими. У письма от 9 июля есть полноценный шанс стать «тем самым письмом Королевского», которое фактически забило последний гвоздь в гроб идеи территориальных расценок.

В краткой аннотации на сайте Минрегиона скромно сказано, что в письме за № 26686-КК/08 содержатся рекомендации осуществлять разработку сметной документации с применением территориальных сметных нормативов, приведенных в соответствие с государственными сметными нормативами или с применением федеральных сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов. При беглом просмотре можно также отметить, что в нем в очередной раз указана дата 1 августа 2010 г. как крайний срок для приведения территориальных сметных нормативов в соответствие с государственными сметными нормативами.

Таким образом, на первый взгляд в этом письме просто сведена воедино уже известная ранее информация. И что же, ничего ценного для истории? Не будем торопиться с выводами. В официальных документах иногда самое интересное оказывается в конце, как в хорошем детективе.

Читаем предпоследний абзац: «Органам исполнительной власти с 1 августа 2010 г. осуществлять разработку индексов пересчета от базовых цен в текущие как к территориальным, так и к федеральным сметным нормативам. При этом стоимостные показатели соответствующих видов работ (затрат) в текущем уровне цен вне зависимости от применения территориальных или федеральных сметных нормативов должны быть одинаковы».

Вот так. Можно только предполагать, что на самом деле имели в виду авторы письма (я имею в виду не самого заместителя министра, а тех специалистов, которые готовили текст ему на подпись). Но напрашивается, по крайней мере, несколько очевидных выводов. Во-первых, в регионах теперь придется разрабатывать свои региональные индексы сразу для двух видов нормативов - территориальных и федеральных. Разумеется, не во всех регионах, а только там, где поторопились выпустить в свет новую редакцию своей территориальной нормативной базы.

Во-вторых, судя по всему, это должны быть индексы по отдельным единичным расценкам - иначе весьма затруднительно обеспечить выполнение условия об одинаковой стоимости отдельных видов работ (затрат) в текущем уровне цен для территориальных и федеральных нормативов. В связи с этим следует заметить, что до сих пор в большинстве регионов ограничивались разработкой индексов на целые виды работ, а иногда вообще обходились единственным общеотраслевым индексом. Что касается индексов по единичным расценкам - это гораздо более трудоемкая работа, которую невозможно качественно выполнить без использования специальных методик и компьютерных программ.

Ну, а самое главное ощущение от прочитанного лучше всего можно передать известной фразой из рекламы: «Если нет разницы, зачем платить больше?» Действительно, а зачем теперь вообще нужны территориальные расценки? Раньше хотя бы можно было надеяться на то, что использование территориальных расценок позволяет более точно определить сметную стоимость строительства с учетом местных условий. И ради этого стоило разрабатывать территориальную нормативную базу, в том числе индексы пересчета в текущие цены для территориальных расценок. Но условие об одинаковой стоимости лишает такую работу всякого смысла.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современных условиях  наиболее правильным решением для любого региона стал бы полный отказ от разработки и использования территориальной нормативной базы в пользу федеральных элементных сметных норм и единичных расценок. До сих пор уже было много оснований для такого вывода, а последнее письмо Минрегиона добавляет еще один аргумент - и, пожалуй, решающий.

Уже есть хорошие примеры, как поступают наиболее дальновидные регионы, чтобы более или менее спокойно, без аврала и бесполезной работы, пережить очередную реформу ценообразования. Технология весьма несложная: местное министерство строительства (или иной орган с аналогичными функциями) издает распоряжение, где указывается порядок определения сметной стоимости строительства в зависимости от источников финансирования.

Для объектов, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, однозначно предлагается использовать федеральную нормативную базу в новой редакции. А что касается строительства за счет местных средств - федеральную нормативную базу следует использовать на период до ввода в действие в полном объеме новой редакции территориальной нормативной базы. При этом срок ввода в действие новой территориальной нормативной базы предусмотрительно не указывается.

Ясно, что подобный документ позволяет сколь угодно долго использовать в регионе одну только федеральную нормативную базу - вплоть до тех пор, пока сметно-нормативная база 2001 г. вообще не выйдет из употребления.

Владимир Тюков,
Москва

Источник: Grandsmeta.ru


Дата и время размещения: 20.06.2012 23:40:55

Дата и время изменения: 20.06.2012 23:40:55

Вернуться в раздел новостей