Саморегулируемая организация AЛЬЯНС СТРОИТЕЛЕЙ ПРИМОРЬЯ № СРО-С-134-22122009 от 22.12.2009 г.

Золотую кровать не предлагать

18.03.2011 - Золотую кровать не предлагать

Золотую кровать не предлагать

В Госдуме ищут способы «разминировать» закон о госзакупках. Новый закон, должен исходить из презумпции добросовестного заказчика и обеспечивать открытость и прозрачность его деятельности.

С этим никто из участников «круглого стола», организованного вчера Комитетом Госдумы по строительству и земельным отношениям, не спорил. «Переписать» принятый в 2005 году Федеральный закон за N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предложил депутатам президент Дмитрий Медведев в своем ежегодном Послании. В этом законе, принципиально важном и революционном, по словам первого вице-спикера нижней палаты парламента Олега Морозова, обнаружились «глубинные мины, которые сейчас начинают взрываться». С 94-м получилось как всегда, хотя хотели как лучше: чтобы была прозрачность, высокая конкуренция, и не заоблачные цены, и качественные товары и услуги. А вышла «процедурная ловушка», когда цена стала диктовать все - что покупать, у кого покупать. И это, заметил Морозов, часто позволяло «плохому» выигрывать в конкуренции у «хорошего».

Обсуждая новую концепцию правового регулирования госзакупок, участники слушаний пытались найти такие правила поведения для представителей государства, в рамках которых они действовали бы как представители эффективного собственника. Как считает председатель Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, «эта процедура поведения эффективного собственника является ключевой для оценки эффективности действующего и будущего законов». Действующий, по мнению Шаккума, не давал ответа на вопрос, «сможет ли сегодня идеальный чиновник выйти на рынок и купить наилучший товар по наименьшей цене». Ни в этом законе, ни в иных нормативных актах «нет понимания и подходов к определению справедливой цены закупки» и критериев эффективности действий чиновника.

«Сегодня эффективность сведена к одному параметру - снижение стартовой цены. Каков полученный результат - никто не оценивает. В отсутствие стартовой цены и критериев эффективности закупок в 94-м законе была сделана попытка найти «волшебную» универсальную процедуру, когда недобросовестный заказчик должен был приобрести у недобросовестного поставщика наилучший по качеству и наименьший по цене товар. Такой процедурой явился электронный аукцион, который годится только для простых каталожных товаров или биржевой торговли и не применим для технически сложной продукции, подрядных работ. Одновременно с «волшебной процедурой» был открыт допуск на рынок для всех без исключения желающих исполнить заказ. В итоге закон дает конкурентные преимущества недобросовестным подрядчикам, которые демпингуют, судятся - все козыри у них в руках», - оценил правоприменительную практику 94-го закона глава профильного комитета. То есть красивая идеология о выходе на рынок всех желающих сработала с точностью до наоборот. В результате коррупция расцвела пышным цветом».

Новый закон, по мнению депутатов Госдумы, должен исходить из презумпции добросовестного заказчика и обеспечивать открытость и прозрачность его деятельности. А правительство должно подготовить инструментарий для определения диапазона справедливой цены и определить критерии эффективности заказчика. Необходимо также персонифицировать ответственности заказчиков, участников размещения заказов и контролирующих органов за срыв размещения заказа и исполнения контракта.

Свой вариант перестройки системы госзакупок подготовило и министерство экономического развития. Как сообщил на «круглом столе» замглавы ведомства Алексей Лихачев, текст концепции закона «О федеральной контрактной системе» уже размещен на сайте министерства и «находится на втором этапе межведомственного согласования». Главной новацией законопроекта станет «регулирование всего цикла государственных закупок». Предполагается создать реестр муниципальных и государственных нужд и определить способы оценки эффективности исполнения контрактов и «уровня удовлетворения государственных нужд».

«В концепцию будущего нового закона заложено разделение государственных нужд на публичные обязательства органов власти и на те нужды, которые необходимы для обеспечения их деятельности», - уточнил глава департамента развития конкуренции минэкономразвития Александр Пироженко. И «в случае сокращения, например, бюджетного финансирования, как это было в 2009 году, в первую очередь должны секвестироваться те затраты, которые обеспечивают именно функционирование органов власти, а не обеспечение публичных нужд». «При этом, - считает Пироженко, - обеспечение нужд госорганов власти должно проходить по нормативам обеспеченности, чего сейчас нет». Отсюда, «собственно, и возникают золотые кровати, бронированные «мерседесы» за 20 миллионов и так далее».

Источник: Российская газета


Дата и время размещения: 21.06.2012 00:05:08

Дата и время изменения: 21.06.2012 00:05:08

Вернуться в раздел новостей