Саморегулируемая организация AЛЬЯНС СТРОИТЕЛЕЙ ПРИМОРЬЯ № СРО-С-134-22122009 от 22.12.2009 г.

94-ФЗ: экономия или распил бюджетных денег?

07.02.2012 - 94-ФЗ: экономия или распил бюджетных денег?

94-ФЗ: экономия или распил бюджетных денег?

Бюджеты всех уровней РФ сэкономили в 2011 году 318 миллиардов рублей благодаря действию закона о госзакупках, сообщается на сайте Федеральной антимонопольной службы России.

«Всего за шесть лет работы действующего закона - №94-ФЗ экономия составила около 1,5 триллиона рублей, в 2010 году, благодаря закону удалось сэкономить 323 миллиарда рублей. (...) 318 миллиардов рублей удалось сэкономить государству в 2011 году», - сказано в комментарии.

В сообщении отмечается, что экономия бюджетных средств - одна из важных тем госзаказа. С апреля 2011 года у заказчиков появилась обязательность обоснования начальной цены контракта. Кроме этого, с 1 января 2011 года заказчики могут сравнивать через общероссийский портал цены на товары и услуги во всех регионах.

ФАС обращает внимание, что закон изначально создавался как антикоррупционный, позволяющий минимизировать трату бюджетных средств недобросовестными заказчиками. Указывается, что в законодательстве о госзакупках заложены нормы, минимизирующие возможности по недобросовестному исполнению контрактов и исключающие ситуации хищения бюджетных средств - это финансовое обеспечение по контрактам в виде банковской гарантии, поручительства крупного юридического лица или денежных средств. Практическая и грамотная реализация заказчиками этих нормы не позволяют приходить на аукционы компаниям-однодневкам, надежно защищают бюджетные средства и качество исполнения контрактов, сказано в пресс-релизе.

«Экономия — один из важнейших аргументов в пользу сложившейся системы государственных закупок, и, несмотря на всю существующую сегодня критику, закон наглядно продемонстрировал, что он работает, и сэкономленные средства могут быть перераспределены на покупку или строительство социально важных объектов», — полагает начальник Управления ФАС России по контролю за размещением государственного заказа Михаил Евраев.

Такой нелюбимый 94-ФЗ

У противников закона вызывают сомнения его способность минимизировать коррупционные риски и сэкономить бюджет. Возможные финансовые нарушения в сфере госзакупок вызывают наибольшую обеспокоенность Счетной палаты России, о чем заявлял в середине января руководитель контрольного ведомства Сергей Степашин. Ранее СМИ писали, что в Госдуму направлен отчет о работе Счетной палаты за 2011 год. Из документа следует, что нарушения законодательства в бюджетно-финансовой сфере составили 718,5 миллиарда рублей против 484 миллиардов годом ранее.

Решить проблемы госзаказа можно, лишь принципиально изменив сами подходы к регулированию госзакупок, убеждена министр экономического развития Эльвира Набиуллина.

По словам Эльвиры Набиуллиной, 94-ФЗ сделал процедуру госзаказа прозрачной, однако идеология закона не позволяет ответить на вопрос, какой результат получит заказчик. Среди недостатков 94-ФЗ министр называет фактор цены. По ее мнению, экономия часто бывает мнимой, так как зачастую начальные цены контрактов необоснованно завышаются. Так в прошлом году почти 60 процентов составили закупки у единственного поставщика, то есть фактически без конкуренции. Статистика прошлого года также показывает, что 64 процента аукционов и 57 процентов конкурсов вообще не состоялось. На практике недостатки 94-ФЗ выливаются в покупку предметов роскоши чиновниками и дешевого детского питания для школ, некачественных медикаментов и оборудования для больниц.

Закон вызывает массу нареканий и у представителей профессиональных сообществ. Критики закона считают, что он создает массу проблем на строительных госзаказах, при заказе НИОКР и высокотехнологичной продукции. Так, например, в результате демпинга в 30-40% и несовершенства электронных торгов аукционы подчас выигрывают компании, весьма далекие от строительства. Национальное объединение строителей выступает с предложением ввести в закон о госзакупках понятие предквалификации для участников строительных торгов, а также ограничить демпинг 15%. Данные поправки были поддержаны всеми окружными конференциями саморегулируемых организаций в строительстве, однако, вызвали сопротивление со стороны ФАС.

В прошлом году Минэкономразвития был разработан законопроект о федеральной контрактной системе, призванный решить проблемы в сфере государственных закупок, однако, представленный документ столкнулся с резкой критикой ФАС и общественности, особенно в блогосфере. Законопроект о ФКС расширяет количество процедур при госзакупках почти до десяти. «Предложили... переходить на контрактную систему. Весь цикл просматривается, не надо на конкурсы, тендеры приглашать ту организацию, которая искусственно занижает цены, а потом «сваливает», грубо говоря. Весной на сей счет будет принят закон, посмотрим, как он заработает», - цитирует мнение С. Степашина на счет нового законопроекта.

Для борьбы с демпингом аукционы по госзакупкам в законопроекте предлагается отменять, если цена на них опускается ниже стартовой на 25%. Еще одной существенной новацией стала прописанная в законопроекте система контроля, включая общественный, над всем циклом госзакупок: от прогнозирования и планирования до анализа соответствия полученного результата заявленным государственным нуждам, включая общественный контроль.

В свою очередь антимонопольная служба полагает, что представленный законопроект, не принося ничего нового, разрушает систему, экономящую государству по 300 миллиардов рублей в год. Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев согласен, что нужны изменения, оправданна, по его мнению, и критика 94-ФЗ, но шесть лет его применения не должны пройти даром. Надо развивать все лучшее, что есть в данном законе, и устранять недостатки, утверждает он, поскольку считает, что пока неизвестно, сможет ли новая федеральная контрактная система искоренить коррупцию, устранить демпинг, повысить эффективность закупок. Кроме того, по мнению ФАС, расширение способов размещения контракта и возможность заказчикам наряду с аукционами использовать различные виды конкурсов и переговоры приведет к росту коррупции в этой сфере.

Развитие событий

28 декабря 2011 года Дмитрий Медведев подписал перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, определив крайним сроком внесения законопроекта о ФКС в Госдуму 1 июля. В числе прочего поручено обеспечить взаимодействие Правительства Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в целях ускорения рассмотрения этого законопроекта. Ответственным за исполнение поручения назначен Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин.

17 января 2012 года руководитель ведомства Игорь Артемьев заявил о том, что ФАС разработала свой вариант законопроекта о федеральной контрактной системе.

24 января 2012 года на совещании на тему «О работе над проектом федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» Совет Федерации инициировал создание совместной с Госдумой и правительством рабочей группы по усовершенствованию законопроекта о федеральной контрактной системе. В ходе этого совещания в верхней палате Федерального Собрания Э. Набиуллина заявила, что управление государственными закупками важно повысить именно сейчас, когда риски в мировой экономике значительно возросли, а новая федеральная контрактная система, заложенная в законопроекте, позволит это сделать.

Источник: SRO-S


Дата и время размещения: 21.06.2012 00:26:35

Дата и время изменения: 21.06.2012 00:26:35

Вернуться в раздел новостей