Саморегулируемая организация AЛЬЯНС СТРОИТЕЛЕЙ ПРИМОРЬЯ № СРО-С-134-22122009 от 22.12.2009 г.

Как обманывают строителей на стройках саммита АТЭС

11.02.2011 - Как обманывают строителей на стройках саммита АТЭС

Как обманывают строителей на стройках саммита АТЭС

На днях популярные приморские интернет-издания опубликовали показательный репортаж о строительных буднях острова Русского. На фото — счастливый рабочий-«интернационал», чистенькие общежития, добротная кухня, качественные медуслуги, а главное — корпуса будущего ДВФУ, неудержимо стремящиеся в небо… Реакция интернет-сообщества на всю эту красоту была, скажем мягко, неадекватной: народ наотрез отказывается верить «своим глазам», хулит репортаж, ссылаясь на собственный опыт: процветающее на стройке «кидалово», скотское отношение к рабсиле, убогость харча и т. п. И тут хоть тресни: при всем старании «пиарщиков» за три года своей прописки на острове «судьбоносная» для Приморья стройка всенародной любви так и не снискала, пишет Марина Лобода (ТОК).
Вопрос: почему?

Как это делается

— Вот посчитаем, — Сергей, руководитель ООО «Фастра», выводит столбиком цифры, — скала девятой категории, вообще-то, ее надо взрывать, на ней пика гидромолота за два дня стирается, но мы работаем. Что получается: час гидромолота стоит 2 000 рублей, кроме него работают экскаватор — 1 500 рублей в час, бульдозер — от 2 000 рублей в час, самосвал — 1 000 рублей в час, в общей сложности не меньше 50 тысяч рублей выходит за 10 кубометров тяжелой скалы. А что в результате имеем: нам выставляют расценки по 270 рублей (!) за кубометр, это 2 700 рублей за смену – на всю ораву и технику. Приезжают представители генподрядчика — я начинаю ругаться: мы за свои деньги провели изыскательные работы, есть документ ДальНИИСа. В нем сказано, что скала тяжелая, за 270 рублей ее точно не снять… Генподрядчик в ответ: мы тебе завтра привезем пачку таких «изысканий», в них будет написано, что на острове Русском вообще скал нет, сплошной песок — вот и весь разговор, — делится тонкостями строительного дела Сергей. — Я всё-таки додавил их, мы получили по триста рублей за куб — при этом себе подрядчик «закрыл» работы по максимуму — 1 250 рублей за куб. Вот и считайте: процент «навара» — более 400 процентов! Закончив считать, строитель добавил: со стройки ООО « Фастра» ушла с убытком 2 278 600 рублей, фирме просто не заплатили.

Разговорившийся с нами строитель не первый, кто рисует такие схемы «освоения» государственных средств на стройках саммита. В редакцию VestiRegion (и не только) не раз обращались «беженцы» с острова Русского, жаловались на унизительно жалкие для амбициозного госпроекта расценки. «Эксплуатация в чистом виде, мы фактически за похлебку пашем» — сетовали узбеки, вологодцы, псковичи и земляки уссурийцы. Примерно такую же бухгалтерию выкладывают и руководители ряда приморских фирм, погоревших на «стройке века». Но, в отличие от работяг, они наотрез отказываются говорить «под запись»: «Нам здесь жить…еще» — и опасливо озираются.

Руководителю ООО «Промлэк» терять уже нечего, после двух месяцев работы на Русском его фирма разорена. Павел вздыхает: «И дернул же меня черт, ведь нормально до этой стройки работал: дворцов не нажил, но квартиру под ипотеку смог купить. А сейчас в суде тяжба с банком, меня с женой и двумя детьми выселяют на улицу — просрочил выплату по ипотеке, просто нечем платить, — сокрушается Павел. — А я, между прочим, «царев указ» выполнял, обещали ведь: эта стройка поднимет Приморье «с колен», весь местный бизнес на госпроекте будет «цвести и пахнуть»… А в результате — один «головняк».

Головняк

«Головняк» строительной фирмы «весит» почти восемь миллионов рублей, на столько компанию «наказали» на острове Русском. В масштабах проекта сумма смешная, но для бизнеса Павла — убийственная.

ООО «Промлэк» на рынке работает с 2007 года, с репутацией всё нормально. Когда в Приморье протрубили мега-строительство, решили внести свою лепту. Алгоритм был понятен: заказчик — государство (Росстрой), генеральный подрядчик — «Крокус» (он всё организовывает), в субподрядчиках числится московская фирма «Интерстрой-М», у нее в свою очередь значится субподрядчиком ООО СК «Моноблок» (то ли московская фирма, то ли местный ее отросток) — примерно так. Последняя набирает рабочую силу, с ней Павел и заключил договор на разработку котлована под корпус № 20, бок о бок работала еще пара фирм из Владивостока и Уссурийска.

— Пришли «на объект» — лесная поляна, раскорчевали, приступили к вскрыше грунта, — рассказывает Павел о трудах «на благо». — Площадь большая, сроки ограничены, только у меня работало 20 самосвалов (у соседей 60 и 15), экскаваторов — 5, бульдозеров — 4 — всего на участке более сотни единиц техники было. Вскоре случился аврал, в ноябре (2009 г.) ждали приезда Владимира Путина, нужно было фактически полсопки снести и залить бетон под основание одного корпуса. Вот и прикиньте: «на всё про всё» мы получили предоплату 500 тысяч рублей, это притом что только на топливо для всей этой техники уходило по 300 тысяч рублей в день… А ведь помимо техники работают люди, которых надо кормить (два раза в день минимум), которым надо платить зарплату, — штат у нас был шестьдесят человек».

— В общем, чем больше мы работали, тем больше увязали: росли долги не только нам, но и мы наращивали задолженность партнерам, чью технику привлекли по договорам, — сокрушается строитель. — Продержались два месяца, 12 ноября прекратили работу, была надежда, что перед приездом премьера нам закроют долги — как же!

Все обращения строителей к вышестоящему генподрядчику не принесли результата, там отвечали, что «Моноблоку» всё перечислено, а в его «хозяйственную деятельность» «Крокус» не вмешивается — нет рычагов. В конечном итоге, без денег остался не только Павел, но все три компании, работавшие на объекте: один на всё плюнул и уехал к себе в Уссурийск, другой сумел «отбить» половину долга и тоже «плюнул» — Павел пошел судиться.

Фемида

В Приморский арбитраж Павел пришел с толстенной пачкой бумаг и справок, подтверждающих проделанную на стройке работу. Суд все представленное изучил и установил: согласно документам, истец оказал услуги в срок и надлежащего качества (доказательств того, что услуги истцом не выполнены, либо выполнены не в полном объеме, суду не представлено), однако СК «Моноблок» работы не оплатил. Ответчик счел, что имеет на это право: обязанность по оплате 7 961 000 рублей не возникла на том основании, что представленные акты подписаны… с помощью факсимиле, а не собственноручной подписью уполномоченного лица. То есть фактически весь двухмесячный труд «Промлэка» уходил натурально «коту под хвост».

Павел в суде подтвердил: все акты и справки были переданы на сверку в бухгалтерию «Моноблока», там их и «проштамповали» (то есть заверили). К факсимиле вместо росписи он тогда отнесся вполне нормально: проверить и завизировать всю кипу бумаг одному человеку просто нереально. Но кто ж знал, что проведенная «сверка» обернется такой «комбинацией»…

Приморский суд отклонил аргумент «Моноблока», поскольку сам факт оказания услуг ответчик не оспаривает, заявлений о фальсификации документов не сделал, не отрицает и наличие в конторе факсимиле. К тому же присутствие на каждом листе печати компании (натуральной) подтверждает «волю ответчика на подписание указанных документов». Так что факсимиле (вместо подписи) вовсе не освобождает ответчика от обязанности расплачиваться, постановил суд. Решением от 07.07.2010 с СК «Моноблок» было взыскано в пользу истца 7 795 000 рублей. Павел было вздохнул с облегчением, но…

Была апелляция, и был суд высшей инстанции — Пятый арбитражный. Там решили, что Павел не прав, заверенные факсимиле документы «являются ненадлежащими доказательствами» и всё такое. Ту же позицию занял и «наивысший» хабаровский арбитраж, подтвердивший отмену решения суда первой инстанции ввиду «недоказанности факта оказания услуг». Еще и навесили на горе-истца все судебные расходы — 62 805 рублей.

— Я теперь понимаю: это в чистом виде мошенничество, ведь люди прекрасно знали, что делают, когда заверяли все наши акты штампиком с росписью, — горюет строитель. — Они ведь не утверждают, что мы документы подделали и что мы тайно выкрали их печать, значит, всё изначально именно так и было задумано? Что теперь делать, не знаю, люди сведущие говорят: плюнь, у них там всё «схвачено и проплачено». Я в чем прокололся: думал, если самый важный проект Москва доверила уважаемой фирме «Крокус», то не может же быть, чтобы «государевы планы» на местности он выберет, мягко выражаясь, сомнительного подрядчика?!

Нехорошая контора

На острове Русском всё именно так и выглядит: есть «хороший следователь» в лице «белого и пушистого» генподрядчика, и есть «плохой следак» — ООО СК «Моноблок», почти все скандалы на «стройке века» связаны именно с этой фирмой. Ноябрь 2010 г. — приморские прорабы подняли шум в СМИ: расценки на острове «ниже плинтуса», СК «Моноблок» не выплачивает зарплату, люди работают «за миску похлебки», спецодежду и инструмент не выдают.

Чуть раньше (сентябрь 2010 г.) — более 200 китайских рабочих устроили бунт, разобидевшись на ту же компанию, факт нарушения трудовых прав подтвердила прокуратура, против начальника местной конторы, г-на Араз Аликсандер оглы Гусейнова, возбуждено дело об административном правонарушении, причем не первом.

Ранее проведена проверка прокуратуры ПК и Гострудинспекции по факту невыплаты 164 тысяч рублей пятерым хабаровчанам-строителям, всё подтвердилось: зарплата не выплачивалась ввиду непоступления денег от ООО СК «Моноблок».

Январь 2011 г. — в Арбитражный суд ПК поступил иск ООО «Компромисс» о взыскании с СК «Моноблок» 1 462 461 рубля «неосновательного обогащения»…

Почему именно эта скандальная фирма пользуется у генподрядчика неограниченным доверием, почему именно «Моноблоку» доверяется «освоение» гигантских бюджетных средств и почему, наконец, славный Крокус ничуть не печется о своей репутации – все это для публики остается загадкой.

— В строительстве я с 1993 года, но с такой ситуацией сталкиваюсь впервые, — признается еще один местный предприниматель, «погоревший» на стройке университета (и пожелавший остаться не названным).

— Схема всё та же: нам закрывают наряды по 270 рублей, «Моноблок» себе закрывает ту же работу уже по 360 рублей, а наверху «рисуют» по максимуму, более тысячи, — подтверждает наш аноним выкладки строителя Павла. — Это такая пирамида-прачечная, где наверху отчитываются строго «по смете» (Степашин ведь «перерасхода» не обнаруживает), а в самом низу пашут рабы «за три рубля», а то и «задаром». То есть государство дает десятку, а строим реально на трешку, — разводит руками специалист. Только и результат таким же будет — «на трешку», считает строитель с двадцатилетним стажем.

Против лома нет приёма?

В основном приморские фирмы уходят со строек на Русском по-тихому: считают, «шуметь» — себе дороже выйдет. При этом в профессиональной «тусовке» рассказывают: «кидают» на Русском не только мелких предпринимателей, но и солидные фирмы, дружественные администрации края. Так, по слухам, произошло с одной уважаемой транспортной компанией, однако попытка решить вопрос с применением местного административного «рычага» завершилась провалом, в «белом доме» раздался звонок из Москвы: вам там что, плохо сидится, чего к строителям по пустякам цепляетесь?

Примерно тем же заканчиваются и попытки решать конфликты (а их немало) «законопослушно», посредством обращения в компетентные органы. Всю удаль местных правоохранников пресекает один телефонный звонок из столицы: вам что, надоели погоны? И подобные «всхлипы» раздаются из всех федеральных контор: из миграционной службы, прокуратуры, милиции, от санитаров, трудовиков, экологов …и далее по списку. Призванные контролировать и надзирать за идущим строительством, они нередко умеряют свой «пыл» по прямому указанию из столицы. Примерно так осадили приморских УБЭПовцев, когда опера выявили один из каналов хищения денег со строек университета. Якобы были известны все «имена-пароли-явки», схемы увода и даже счета в банках, но… оперативные данные пошли «коту под хвост» после «высокопоставленного» звонка непосредственно начальнику УВД Николаеву. За достоверность всех слухов ручаться не будем, скажем одно: они есть, и они всерьез тревожат общественность (не только профессиональную). Есть и скандальные фирмы, которые эти слухи активно питают, обманывая работяг и добросовестных предпринимателей. И есть эксперты, которые подтверждают: дыма без огня не бывает.

— Куда мы только не обращались в поисках правды: к генеральному прокурору, в ФСБ, к президенту, премьеру, — перечисляет строитель Павел. — Ничего не меняется, все обращения возвращаются вниз – подозреваю, всё это одна компания. Нам юристы в одной «компетентной» конторе так и сказали: правда за вами, но вы ничего не добьетесь — это система. Вот в этом и «безнадега» — ВСЕ знают, что происходит на самом деле! Я одного только не пойму, ведь когда стройка закончится, и, не дай бог, там что-то завалится с кого спрашивать будем? Ведь никакого «моноблока-подрядчика» уже в помине не будет, да и главных «прорабов» будет уже не сыскать.

Источник: Vestiregion


Дата и время размещения: 21.06.2012 00:03:40

Дата и время изменения: 21.06.2012 00:03:40

Вернуться в раздел новостей