Саморегулируемая организация AЛЬЯНС СТРОИТЕЛЕЙ ПРИМОРЬЯ № СРО-С-134-22122009 от 22.12.2009 г.

Приморский бизнес бежит со строек саммита АТЭС

- Приморский бизнес бежит со строек саммита АТЭС

Приморский бизнес бежит со строек саммита АТЭС

Всего на подготовку Владивостока к саммиту стран АТЭС 2012 г. отведено 284 млрд руб., в т.ч. 202 млрд из федерального бюджета. В 2010 г. должно быть освоено порядка 70 млрд руб. Речь идет об объектах, строящихся непосредственно к саммиту. Общая же стоимость проектов, запланированных к реализации на территории Приморского края до 2025 г., выше в 10 раз. Нефте- и газопроводы, нефтеперерабатывающий, газохимический и завод СПГ, ТЭЦ, высоковольтные линии, скоростная железная дорога, крупнотоннажные верфи, игорная зона и проч. - все это вместе, более 50 проектов, стоит около 3 трлн руб. В газете "Конкурент" проанализировали 1/10 этой фантастической суммы, т.е. расходы строго на саммит.  

При всем обилии информации на заданную тему некоторые вопросы остаются без ответов. Бюджетные суммы размыты по программам и подпрограммам, многое проходит как бы общим планом. Смешно сказать: в открытых источниках не удалось найти даже точную сметную стоимость самого символичного проекта - моста на о. Русский!  По одним данным, вполне официальным, она составляет 35,5 млрд руб., по другим - 49 млрд руб. (сайт СК "Мост"). Другой пример. Еще в конце прошлого года сметная стоимость строительства Дальневосточного федерального университета оценивалась в 41,7 млрд руб. (опубликовано в официальном издании органов государственной власти Приморского края), а сегодня на сайте ФГУ "Дальневосточная дирекция Росстроя" указана другая сумма - 65 млрд руб.

Сомнения в достоверности оценки затрат возникают при взгляде почти на все саммитовские объекты. Однако громко говорить об этом сейчас в среде нашей деловой и административной элиты считается несколько неприличным.

Архитектор Валентин Аникеев, член Градостроительного совета Владивостока, видимо, в "элиту" не входит, поэтому и высказывается: "Сметную стоимость строительства никто не контролирует. И судя по всему, никому это не нужно. Потому что на саммите просто зарабатывают деньги. Взять строительство дороги "Поселок Новый - Де-Фриз - Седанка - Патрокл". Изначально цена строительства колебалась в районе 48 млрд руб. После передачи в краевую собственность стоимость понизилась до 29 млрд руб., из которых 8 млрд выделит краевой бюджет. Мы посчитали и выяснили, что себестоимость равняется 11 млрд.

Чтобы развивать территорию полуострова Саперный, на Русском необходимо было разработать проект планировки строительства дорог, канализации и тому подобное. Сделать это могли и наши специалисты за меньшие деньги. Но пригласили какую-то фирму, которая просто "нарисовала" на бумаге проект и освоила большие деньги. Спрашиваю заинтересованных лиц: зачем вы так делаете? Мне в ответ нагло улыбаются и практически в открытую говорят: так откаты легче получить".

 

Кто-то все-таки контролирует...

Из прилагаемой таблицы видно, что львиную долю средств осваивают серьезные компании федерального уровня, но не менее четверти от общей суммы намерены прокачать через приморские предприятия. Получателями денег №1 и №2 выступают не чужие руководству края ЗАО "Тихоокеанская мостостроительная компания" и ОАО "Примавтодор". На третьем месте в нашей таблице, с суммой 8,2 млрд руб., оказалось некое ЗАО "Дальневосточная промышленно-строительная компания" ("ДВ ПромСтрой").

В прошлом году "ДВ ПромСтрой" победил в самых крупных тендерах, проводившихся администрацией края: "Строительство третьего водовода с насосными станциями для Владивостока" и "Строительство объектов обеспечения водоснабжения г. Владивостока и других населенных пунктов Приморского края из подземных источников Пушкинского месторождения". Среди претендентов были также сахалинское ООО "Рабочий-1" и хабаровское ОАО "Дальэнергомонтаж", но генеральным подрядчиком стало ЗАО, зарегистрированное в Приморском крае в 2007 г.

Впрочем, "ДВ ПромСтрой" - не совсем приморская компания. Наполовину она принадлежит одной из крупнейших московских промышленных групп "Лизингстроймаш", акционерами которой являются организации с характерными названиями: "Востокнефтепроводстрой", "Внештрубопроводстрой" и т.д. Зато вторым владельцем ЗАО "ДВ Пром-Строй" выступает скромное владивостокское ООО "Нертус". В свою очередь фирмой "Нертус" пополам владеют ЗАО "Домини" (хозяин- неизвестное нам физическое лицо) и ЗАО "СТ Медиа". Предполагаем, что "СТ Медиа" имеет отношение к "S&T group" ("Шиппинг энд Трейдинг Груп"), которую долгое время возглавлял Евгений Овечкин, бывший вице-губернатор Приморского края.

Кто-то ведь должен наконец достроить Пушкинскую депрессию! Там еще в советское время были закопаны большие средства. Правда, некоторые специалисты заявляют, что это строительство на самом деле проблему водоснабжения Владивостока решить не в состоянии по целому ряду причин. Но ведь в данном случае речь идет не о воде, а о деньгах, причем бюджетных. Так что специалисты могут и дальше оставаться при своем мнении.  

 

Малому бизнесу и радости немного

Теоретически приток десятков и сотен миллиардов рублей на такую маленькую территорию, как южная часть Приморского края, должен создавать питательную среду для бурного роста малого и среднего бизнеса. Вокруг нового мощного денежного русла должна была появиться целая обслуживающая инфраструктура. Однако на практике этого не случилось. Совсем немногие из местных предпринимателей, не аффилированные с властью, смогли получить какие-то субподряды. Хуже того, некоторые из тех, у кого все-таки получилось, спешат уйти со строек.

"Некоторое время назад наша компания привезла для строительства объекта, включенного в программу развития Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР, спецтехнику, - сетовали корр. "К". в декабре в одной из экспедиторских компаний. - Транспортировку мы осуществляли за свой счет. Подрядчики строительства данного объекта обещали все оплатить, но деньги до сих пор не перечислили".

"В условиях экономического кризиса многие надеялись получить дополнительные финансовые источники. Надежда постепенно умирает, - сказали корр. "К" в строительной компании. - В настоящее время со строек саммита АТЭС приморский бизнес просто бежит. Потому что ничего не платят за работу. Рабочие, которые туда трудоустроились, тоже не горят желанием работать: им обещали одну заработную плату, а по факту выходит в два раза меньше".

Михаил Терский, директор Тихоокеанского центра стратегических разработок, как всегда нашел объяснение происходящему: "Такое масштабное строительство - крайне сложный процесс, предполагающий совместное участие в нем десятков, а то и сотен компаний. Все эти компании должны эффективно взаимодействовать друг с другом. Отношение к субподрядчикам - сложная вещь. Генподрядчик заключает с ними договор, как велит Гражданский кодекс. В договоре указан срок. Но на объектах обычно работают несколько субподрядчиков. Не успел один что-то сделать вовремя, страдают все: госкомиссия просто не принимает объект к сдаче. То, что происходит сейчас во Владивостоке, говорит о плохом проектном менеджменте. Поэтому и происходят сбои".

В повседневных разговорах в офисах и за обедом читатели "К" делятся друг с другом одними и теми же грустными соображениями: поток уезжающих из Приморья людей не остановлен; молодежь по-прежнему не видит здесь перспектив; край не стал привлекательнее в глазах соотечественников, переезжать сюда никто не собирается; деловой климат в Приморье неблагоприятный, как и раньше; обновления на местном властном Олимпе не произошло, а на это многие надеялись.

Так для кого и ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО?

Источник: РИА "PrimaMedia"


Дата и время размещения: 20.06.2012 23:23:35

Дата и время изменения: 20.06.2012 23:23:35

Вернуться в раздел новостей